В период, когда в экономической жизни Азербайджана происходят фундаментальные изменения, было бы целесообразнее внедрить многоуровневую шкалу требований к капиталу банков и других финансовых институтов, сказал в четверг Trend эксперт-экономист Фархад Амирбеков.
“Мы находимся, с моей точки зрения, в плену определенного стереотипа. Почему-то считается, что требования к банкам, например, к тому же размеру собственного капитала [50 миллионов манатов], должны быть одинаковы для всех банков. Думаю, в то время, когда в экономической жизни страны происходят фундаментальные изменения, нужно вводить многоуровневую шкалу требований к капиталу банков и других финансовых институтов. Соответственно, это позволит, не разрушая финансовый институт, позволить ему предоставлять на рынке услуги, перечень которых зависит от достигнутого уровня капитала и качества управления”, - сказал Амирбеков.
При этом, по его словам, стоит рассматривать не только количественные показатели банка, например, такие, как размер капитала, но и качественные.
“Простое увеличение капитала в этом механизме не приводит к мгновенному повышению статуса банка - регулятор анализирует его работу, определяет переходный период. Если в этот период банк улучшает свои качественные показатели, такие как качество управления, готовность предоставлять те или иные услуги, умение управлять рисками и так далее, то он получает более расширенную лицензию. В противном случае ему может быть предоставлено дополнительное время”, - сказал эксперт.
По словам Амирбекова, при этом относительным является понятие «системообразующий», «структурообразующий», «слишком большой, чтобы быть ликвидированным» и т.п. Все эти определения весьма сомнительны.
“Нужно понять, что структурные или крупные банки - достаточно относительное понятие. В свое время в Азербайджане в конце 1990-х-начале 2000-х произошла ликвидация трех крупных банков, которые являлись каркасом банковской системы страны [Аграрно-промышленный, Промышленно-инвестиционный и Сберегательный]. В результате объединения их здоровых активов был создан BUS Bank, который затем был приватизирован и переименован в Kapital Bank. Тогда тоже было много разговоров и сомнений по поводу правильности данного решения, но время показало, что это было совершенно правильным решением. Понятия “большой” и “важный” банк используются тогда, когда нет желания что-либо менять”, - сказал Амирбеков.
По его словам, данный принцип дифференциации требований к капиталу и качеству не является новшеством в мировой практике. Этот метод позволит рынку самостоятельно регулировать количество финансовых институтов, рыночную долю.
“Считаю, что в настоящее время желательно избегать такого сильного средства, как отзыв лицензий. Это уже оказывает давление на фонд страхования вкладов, который сейчас должен будет вновь привлечь кредит, чтобы выполнить свои уставные обязательства [в марте фонд уже привлек кредит у Центрального банка в размере 22 миллионов манатов]. Применение принципа дифференциации требований к финансовым институтам обойдется обществу намного дешевле, чем ликвидация. В данном случае многие финансовые институты смогут найти свою нишу, а вот выживут ли они в ней в результате конкуренции, будет определяться уже самим рынком, а не государством”, - сказал Амирбеков.
В настоящее время в Азербайджане для осуществления банковской деятельности лицензии имеют 33 банка. В 2015 году Центробанк отозвал лицензии двух банков - EuroBank и Azerbaijan Credit Bank, а с начала 2016 года лицензий лишились еще 10 банков.