От посудомойщика до богатейшего пакистанца | Banco.az

От посудомойщика до богатейшего пакистанца

Шахида Хана, который в юности эмигрировал в США, несколько лет работал посудомойщиком, а после смог превратить разорившуюся компанию Flex-N-Gate в одного из крупнейших производителей комплектующих для автомобилей. Предприниматель владеет двумя футбольными клубами и известен активной поддержкой политики Дональда Трампа. Сегодня Хан считается самым богатым пакистанцем, его состояние оценивается в $8,4 млрд.

Шахид Хан родился в пакистанском Лахоре в 1950 году. Его семья имела средний достаток. Отец владел небольшим бизнесом, а мать была профессором математики. В семье воспитывалось четверо детей.

В 16 лет Хан окончил школу и был отправлен на обучение в США. На первые месяцы жизни семья Шахида собрала ему $500. Он собирался поступать на инженерную специальность в университете Иллинойса, а жить должен был в учебном общежитии, однако приехал слишком рано, когда жилой корпус был ещё закрыт. Хан оказался на улице в чужой стране.

Ночь он решил провести в хостеле. Скромная сумма в $3 показалась ему слишком дорогой платой. Однако скоро Шахид обнаружил, что труд в США оценивается гораздо выше, чем в Пакистане, и смог компенсировать потраченные деньги всего за несколько часов.

В хостеле ему предложили поработать посудомойщиком за $1,2 в час. Шахид решил воспользоваться этой возможностью и весь период обучения продолжал совмещать учебу с работой. Тогда он был твердо намерен разбогатеть, а потому подходил к любой деятельности с полной отдачей. В 1971 году Шахид Хан получил диплом инженера.

Еще в 1970 году, будучи студентом, он начал работать в компании по производству деталей для автомобилей Flex-N-Gate. Фирма была основана в 1956 году и выполняла мелкие контракты. По окончании университета Хан получил должность технического руководителя. Через четыре года он уже занимал пост технического директора.

Flex-N-Gate была немолодой компанией, и её походы к производству не отличались технологичностью. Бамперы сваривались из 15 отдельных деталей.

Хан, взяв на себя техническое руководство, начал внедрять инновации, изменять подходы и обучать сотрудников. Потратив пять лет, он, вопреки приложенным усилиям, добился немногого. Руководство компании всё устраивало, поэтому тратить деньги на изменения и поддерживать инициативы Хана никто не желал. Тогда он решил действовать самостоятельно.

Хан взялся за создание нового вида бампера, использовав за основу цельный кусок стали. Отсутствие швов позволяло избежать ржавчины и коррозии. Также технология значительно уменьшала вес задней части автомобиля. Официальная история Flex-N-Gate гласит, что Хан сделал это в 1976 году.

Оценив перспективы разработки, в 1978 году он взял кредит на сумму в $50 тысяч, добавил к ним $13 тысяч из собственных сбережений и создал компанию Bumper Works. Хан занимался производством бамперов по своей новой технологии. Они быстро привлекли внимание крупнейших автоконцернов, и предприниматель смог получить контракты. В число закупщиков вошли General Motors и Chrysler.

Дополнительно можете прочесть: Самые богатые американцы — 2014: рейтинг Forbes

Долго радоваться не пришлось. Руководство Flex-N-Gate, почувствовав, что с уходом Хана теряет солидную сумму, решило отобрать у него изобретение. Стандартный иск о краже коммерческих секретов мог разрушить компанию Хана ещё на этапе создания. Предприниматель оказался в сложной ситуации: денег на дорогого адвоката не было, компания прибыли не приносила, а шансы проиграть были довольно высоки.

Ən sərfəli kredit üçün müraciət et

Сдаваться Хан не собирался и, наняв адвоката подешевле, сам отправился в университетскую библиотеку, чтобы заняться проработкой линии защиты. Flex-N-Gate недооценили Хана, он выиграл слушания, и в 1980 году Верховный суд штата Иллинойс окончательно закрыл дело.

Дела Flex-N-Gate были плохи — компания ежемесячно теряла по $50 тысяч, и всё шло к банкротству. Поэтому сразу после победы в суде Шахид Хан решил выкупить компанию.

Бизнес предпринимателя успешно развивался, крупные концерны продолжали приобретать новые бамперы. Большой спрос стал настоящей проблемой. В день выпускалось 200 бамперов, а требовалось в 200 раз больше. Корпорация General Motors предложила Хану передать производство более крупной компании.

Идея одного из ключевых клиентов не обрадовала предпринимателя, но повлиять на это решение он не мог и пошёл на сделку. Хан утверждает, что решение GM было резонным — быстро увеличить производство Flex-N-Gate до требуемых показателей ему было не по силам.

Хан понял, что слишком рано начал работать с крупными заказчиками. Осознав ошибку, он внедрил новую стратегию, построенную на поиске клиента, с которым можно будет развиваться совместно и постепенно выйти на требуемый автомобильными гигантами уровень.

В США подходящую компанию найти было непросто. Однако это были 80-е годы, и японские автомобильные концерны активно выходили на рынок США, причём многие из них были совсем небольшими, что было очень кстати для Хана. За помощью он обратился к руководству GM, и те связали его с японским производителем Isuzu.

Больше никакой помощи Шахид от партнёров не дождался. Выпускающая грузовики, автобусы и внедорожники Isuzu могла стать идеальным партнером, при котором Flex-N-Gate получила бы возможность планомерного развития. Но была очевидная проблема — переговоры с японцами дело непростое, а Хан не знал языка. Решение предприниматель нашел быстро и нанял в качестве переводчиков японских аспирантов, изучающих информатику в США. Вскоре Хан получил контракт.

В 90-х годах количество контролируемых компанией производств выросло с двух до семи. Они располагались на Среднем Западе страны и в Канаде. Рост производственных мощностей позволял Хану работать с другими компаниями. К числу его клиентов, помимо Chrysler и General Motors, добавились Dodge, Mitsubishi, Hummer, Ford и другие.

Шахид Хан является самым богатым пакистанцем и очень почитается на родине. В Пакистане любят цитировать его высказывания и рассказывать о моментах его биографии. Считается, что главный секрет успеха предпринимателя заключается в том, что он всегда мечтал о большем и продолжал верить в себя.

Эту новость также можете прочесть на других языках: Qabyuyan olaraq çalışıb dünyanın ən varlı pakistanlısı oldu

Banco.az