Правила банкиров: Андрей Петров, глава Modulbank | Banco.az

Правила банкиров: Андрей Петров, глава Modulbank

Никто не разбирается в деньгах лучше банкиров. И мы узнаём у них, как зарабатывать и тратить наилучшим образом.

О личных финансах

Для меня основной актив — не деньги, а время. Им и стараюсь эффективно управлять. А для управления деньгами специальной программы у меня нет. Если я эффективно инвестирую время в нужные вещи, мне это автоматически приносит деньги. Всё просто.

Я отношусь к деньгам, как к мерилу своей результативности. Я очень не люблю советское слово «получка». Это значит, что ты деньги не заработал, а получил. Тебе их просто дали.

Самая важная вещь, когда ты думаешь о деньгах — перестроить мышление. Когда у меня была зарплата 30–50 тысяч рублей, я пробовал всякие программы по учёту расходов. Надо было укладываться в лимиты и откладывать деньги на непредвиденные ситуации. Но мне кажется, это неправильно. Нужно больше думать не о том, как отложить сейчас 3 тысячи и сидеть на воде и хлебе, а о том, каким образом сделать так, чтобы у тебя было 3 миллиона.

Между экономить или тратить я выбираю тратить. Я не люблю вот это вот: «Нет, я сегодня не могу, я должен отложить». Лучше ты потрать деньги сегодня на фитнес-клуб, чтобы сохранить своё здоровье и иметь силы делать больше. А не откладывай на потом, чтобы если что-то случилось, ты мог вылечиться. Вкладывай в себя прямо сейчас.

Но я стараюсь создать финансовую подушку. Она нужна потому, что я не один: есть люди, которых я должен поддерживать. Я считаю, что нужно иметь запас денег, который позволяет вам прожить в привычном режиме 12 месяцев. Мой инвестиционный портфель состоит из московской недвижимости, российских облигаций и брокерского счёта на Etoro, где я не сильно думаю о том, куда мне конкретно вложить деньги.

Когда вы начинаете зарабатывать достаточно, вы вcё равно не можете потратить все деньги. Ну, если вы не дурак, конечно. Я всё не успеваю тратить. Во-первых, мне не хватает времени. Я не могу себе позволить уехать на три недели и там всё пропить или проиграть в казино. А во-вторых, то, что мне доставляет удовольствие, не требует безумного количества денег. Я люблю мотоциклы, быструю езду, путешествия и дикую природу. Это не так уж и дорого.

Женщина сама должна зарабатывать деньги. То есть я никого не осуждаю и ничего не навязываю, но мне с женщиной-домохозяйкой неинтересно. Мне кажется, что сидящие дома жёны просто начинают выносить мозг. Да и для самих женщин не работать — не лучший вариант. Потому что они, во-первых, выпадают из современного мира в эту старую традицию, когда ты сидишь дома, варишь борщи и ждёшь мужа. И во-вторых, человек не может быть самостоятельным, если он не в состоянии профинансировать свои базовые потребности. А союз мужчины и женщины — это союз двух полноценных людей, а не ущербных половинок.

Поймите, я не считаю, что женщина должна быть мужиком в юбке. Просто сейчас мир таков, что важно быть в социуме и чего-то добиваться. Одно дело — 18 век, другое дело — сейчас. Он читает новые книжки, весь в тренде, а она сидит дома. Ну и о чём им разговаривать?

Задача мужчины — баловать свою женщину. Потому что это тебе, как мужчине, приносит радость. Если ты нормальный. Для этого ты эти деньги и заработал, строго говоря. Если ты делаешь это только для себя — с тобой явно что-то не так.

Я не фанат строгого семейного бюджета. Я вообще считаю, что если люди начинают считать, кто хлебушек купил, кто молочко — это странно. Нужно договориться о больших расходах. За пещеру, например, платит мужик. А вот за комфорт в пещере отвечает дама. А продукты покупает тот, кому сейчас это проще и удобнее.

Жизнь слишком хороша, чтобы думать о том, что надо себе накопить золотые горы. Я не думаю, что мы сможем все это забрать с собой, когда придёт время. Нужно брать то, что есть сейчас, и получать впечатления, радуя окружающих людей. 

О том, зачем заниматься своим бизнесом

Когда нам с братом было лет 10, мы пошли мыть машины на трассе Самара-Саратов. Мы потратили очень много времени и усилий, а заработали какую-то каплю. После этого я понял, что зарабатывать надо с умом. Сейчас я всегда сопоставляю, сколько я потрачу времени и сил, с тем, что я получу взамен.

В детстве я хотел быть космонавтом. Но со зрением были проблемы, меня даже в армию не брали, не то что в лётное училище. Поэтому я подумал «Раз летать не могу, значит, буду строить» и поступил в аэрокосмический университет в Самаре. После первого курса решил прикинуть свои перспективы. Получалось, что мне максимум светит работа в ЦСКБ «Прогресс» и зарплата в 4,5 тысячи рублей. Столько я буду получать до тех пор, пока кто-то из старых сотрудников не решит уйти. Тогда я, может быть, продвинусь на одну-две ступеньки вперед, и зарплата вырастет ещё на 1 тысячу рублей. Как в истории с мытьём машин — результат не стоил затраченных усилий. Поэтому я бросил эту историю и ушёл.

Я очень люблю историю про Мюнхгаузена, когда он застрял в болоте. И он себя за волосы вытаскивает вместе с конем из этого болота. Мне этот образ нравится. Если я понимаю, что ощущаю себя как в зыбком вязком болоте, ничего не происходит, то я вытаскиваю себя за волосы совсем в другое место. И я это делаю регулярно.

На третьем курсе института я начал работать в отделении Сбербанка в Самарской области. Потом перебрался в Самару и попал в территориальное управление Сбербанка. Потом переехал в Москву и попал уже в топ-менеджеры Сбербанка. И каждый раз люди вокруг говорили, что это лучшее место работы и венец моей карьеры. Я каждый раз уходил.

Многие скажут, что я ушёл делать свой бизнес просто потому, что бесился с жиру.Вообще, это правда. У меня всё было отлично. Сбербанк в России и даже в мире — очень продвинутая структура. Там действительно очень крутой глава, который постоянно всех заставляет расти. Это была отличная школа. Мы написали и внедрили новую стратегию для малого бизнеса. Всё получилось. Но в какой-то момент я понял, что у меня стали развиваться не те компетенции, которые для меня важны. Например, как выживать в корпоративной среде. Это такая «Игра престолов», а мне это неинтересно. Плюс, в Сбербанке людей десятки тысяч, и очень трудно вычленить свой результат. Мне захотелось провести эксперимент в чистом поле. Вот нет ничего, кроме тебя и твоих соратников. И что получится?

Ən sərfəli kredit üçün müraciət et

Я ушёл вообще в никуда и достаточно много потерял в деньгах — раз в пять, наверное, может, больше. Мы с ещё одним сооснователем Модульбанка Олегом Лагутой подумали, что если сейчас этого не сделаем, то не сделаем уже никогда. И написали заявления. Вышли такие свободные: «Ух! Чего делать будем?». Идея с банком пришла достаточно быстро. Мы понимали, что у небольших банкиров тогда был сложный период. Они либо должны зарабатывать деньги на нехороших операциях, либо трансформировать свою бизнес-модель. Потому что обычная модель — привлекли депозит, разместили его в облигации или в свою промышленную компанию — перестала работать. Мы предложили новую бизнес-модель и нашли инвестора. И полетело.

Чтобы заниматься бизнесом, необходимы две вещи. Первое — хорошая бизнес-идея, которая существует не только в твоей голове, а реально нужна клиентам. Второе — отсутствие страха. Часто люди никуда не идут, потому что боятся ответственности перед близкими, являются заложниками чьих-то фантазий, например того, что мама всегда мечтала, что ты будешь юристом.

Люди часто путают свою навязчивую идею с бизнес-идеей. Как их отличить? Когда кто-то скрутил пару браслетов и продал их подружкам, для меня это не бизнес. Это самозанятость. Когда мы говорим про бизнес, это значит, что есть чёткий бизнес-план и амбиции: привлечение инвестиций, запуск первого продукта, фаза роста, выход на биржу. Поэтому если кто-то говорит: «Я очень хорошо пеку пироги с капустой. Дайте кредит, я буду их печь», он должен знать, почему именно его пироги будут покупать (новый секретный ингредиент или что-то), и как он своими пирогами завоюет весь мир, ну или хотя бы страну:)

Если не получится, значит — ты пролетел. Ты должен будешь просто это признать. Но многие так скованы страхом, что абсолютно не верят в себя. Они найдут тысячу и одну причину, почему не надо делать, вместо того чтобы — что надо делать. Мне не нужна причина, чтобы делать.

Мне тоже было страшно, но я понял, что главная таблетка от страха — просто сделать то, чего ты боишься. И вот если тебе страшно уйти из теплого местечка, потому что ты боишься, что останешься без денег, все будут вокруг тебя сидеть голодные, а ты будешь смотреть им в глаза и плакать, просто возьми и уволься. И ты поймёшь, что это не страшно, а возможностей для приложения своих усилий — бесконечное множество. 

О мотивации

Получиться может абсолютно любой бизнес. Абсолютно. Неважно, чем ты будешь заниматься. Просто надо взять и сделать.

Если ты занимаешься тем, что тебе нравится, то деньги сами собой приходят. Их не нужно хотеть. Никогда. Когда ты их хочешь, они к тебе точно не придут. Потому что как только ты на них концентрируешься, начинаешь бояться и принимаешь неправильные решения. Я одно время занимался биржевой торговлей, и эти ощущения хорошо на себе пережил.

У меня есть два деловых партнёра — Олег и Яков. Одному сложно во всех ситуациях принимать верные решения. «Сообразить на троих» появилось не просто так. Мне нравится, что если я сам до конца в чем-то не уверен или, наоборот, сильно уверен, то можно обсудить эту мысль с партнёрами. Поскольку они очень разные — дают абсолютно разный фидбэк. И можно принимать более точные решения. То, что мы друзья, больше помогает, чем мешает. Потому что ты можешь другу сказать в лицо, что ты думаешь на самом деле.

Когда я принимаю решение, предпринимаю ряд простых действий, чтобы запустить цепь событий, которая уже не позволит решению не состояться. Если я решаю кого-то уволить, то я сразу звоню кадровикам и прошу подготовить соглашение о расторжении договора. Всё. Я запустил цепь событий: соглашение подготовят и пришлют, и я уже не смогу отвертеться. Если думаю, что надо бы уволить этого человека, но откладываю решение на потом, то результата не будет. Любую идею надо превращать в действие сразу же.

Мечтать — это хорошо, но очень опасно становиться заложником будущего. Ты можешь чего-то страстно хотеть и думать: «Вот завтра я буду таким! Ладно, пусть сегодня я не такой, но завтра обязательно буду». И в этот момент ты начинаешь становиться заложником будущего. Опасно и обратное — слишком много времени и усилий тратить на то, чтобы вернуть прошлое, — вот раньше было так, вот бы это вернуть. Так ты остаёшься пленником прошлого. Нужно быть здесь и сейчас. И это мой самый главный фокус. Я чётко знаю, что сегодня планирую сделать, какие задачи надо решить, и кто я сегодня.

Ненавижу вопрос, который задают на собеседовании: «Молодой человек, кем вы видите себя в 40 лет?» Понятия не имею. Для меня вот это долгосрочное планирование — гадание на кофейной гуще. Может, потому, что у меня детство в 90-е прошло — я не могу уверенно говорить о том, что будет через 10 лет. Нет, я, конечно, могу строить прогнозы или видеть развитие ситуации в будущем, но это нужно лишь для того, чтобы понять, что ты должен сделать сегодня.

Автор: Александра Краснова, при участии Анны Афониной, источник фото – Modulbank