«Чем вы занимаетесь?» — это один из первых вопросов, которые мы задаём людям при знакомстве. Считается, что работа человека может многое рассказать о нём самом. Однако гораздо больше о человеке можно узнать, спросив, какие черты характера и какой образ мышления требует его профессия и насколько работа затрагивает его обычную жизнь.
Задав вопрос о том, с чем людям приходится сталкиваться на работе, можно получить очень разные ответы.
Стоматолог скажет, что ему постоянно приходится иметь дело с отговорками и слабохарактерностью. Взрослые серьёзные люди отменяют приём, ссылаясь на отсутствие свободного времени, а когда всё-таки оказываются в кресле, врут о том, как тщательно они пользовались зубной нитью, и нарушают все обещания, которые давали в прошлый раз. Воспитание «больших детей» делает стоматолога строгим.
Юрисконсульт ответит, что он ежедневно сталкивается с агрессией и нетерпеливостью своих клиентов, которые хотят, чтобы всё было сделано ещё вчера. Никому нет дела до личной жизни других людей.
Звукорежиссёр скажет, что проблемы возникают неожиданно и постоянно, но если быть внимательным и действовать методично, то решение обязательно найдётся. Если есть семь возможных причин проблемы, нужно просто проверить каждую из них. Технологии вообще хороши тем, что в этой сфере всё устроено логично.
Что работа меняет в нас
Все профессии можно классифицировать в зависимости от того, какие черты человеческой натуры они укрепляют и ослабляют.
Терпение и раздражительность. Приучает ли ваша работа акцентировать внимание на том, что происходит здесь и сейчас, а то, что случится через несколько лет, считать неважным (новостной редактор, медсестра-сиделка)? Или же она заставляет вас мыслить в долгосрочной перспективе (авиационный инженер, инспектор по надзору за электростанциями)?
Подозрительность или доверие. Какое из чувств обостряет ваша работа? Вы находитесь в среде, где люди держат многое при себе или используют прямую ложь (журналист, антиквар)? Или же вы работаете с людьми, которые не скрывают того, что их беспокоит (психотерапевт, авиадиспетчер)?
Умозрительность или конкретика. На работе вы сосредоточены на том, какими вещи могли бы быть, или на том, какие они на самом деле? Вы обращаете внимание на то, чему все остальные люди не придают значения (учёный, поэт), или вам платят за внимательное отношение к сугубо практическим деталям (кровельщик, поставщик свежих фруктов)?
Поиск согласия или независимость. Некоторые профессии учат способности приходить к общему мнению (преподаватель, организатор праздников), другие выдвигают на первый план личное мнение или необычную точку зрения на привычные вещи (тренер, предприниматель).
Оптимизм или пессимизм. Работа призывает вас находить положительные стороны и, возможно, сглаживать недостатки (маркетинг, личный коучинг) или вырабатывает привычку прежде всего обращать внимание на опасности и ошибки, которые могут привести к неприятностям в будущем (юристы, бухгалтеры)?
Нацеленность на прибыль или отстранённость от финансовых вопросов. Предполагает ли рабочая среда и ваш статус сосредоточенность на деньгах и прибыли (торговый агент, генеральный директор) или же этому можно вообще не придавать значения изо дня в день (научный сотрудник, учитель)?
Хрупкое положение или надёжный статус. Художники часто терпят неудачи: работа, в которую они вложили всю свою душу, может быть недооценена, а то и полностью проигнорирована. Даже если они будут хороши в том, чем занимаются, коммерческий успех и признание общества вовсе не гарантированы. Тогда как другие профессии подразумевают хорошее вознаграждение: например, квалифицированный IT-специалист обязательно найдёт высокооплачиваемую работу.
Лучшие или худшие стороны жизни. Некоторые профессии всё время напоминают о ценности жизни (акушерство, уход за больными). В других сферах люди больше сталкиваются с худшими сторонами человеческой натуры (полиция, семейное право).
Строгая иерархия или случайное продвижение. В одних профессиях условия, которые требуются для продвижения по карьерной лестнице, заранее известны и логичны (пилот, учитель), в других же карьерный ростгораздо больше зависит от случая и связей (телевидение, политика).
Работа в исчезающей или растущей отрасли. Есть направления деятельности, золотой век которых уже в прошлом. Работать в таких сферах, вероятно, не так интересно, как раньше (книгоиздательство, эфирное телевидение). А есть новые отрасли с высокими прибылями и взрывным ростом (социальные медиа, технологии). Вы работаете с людьми, которые чувствуют, что могут завоевать мир, или находитесь среди тех, кто понимает, что мир уже победил их?
Сущность перемен
Пребывание в определённой психологической среде ежедневно в течение многих лет оказывает огромное влияние на наши привычки и мышление. Это влияет на то, как мы воспринимаем людей, определяет наши взгляды на жизнь и постепенно меняет нас самих. Всё, что мы делаем на рабочем месте, распространяется и на остальную часть нашей жизни.
Обычно мы считаем, что такое случается где-то далеко и с кем угодно, только не с нами. Мы понимаем, что взгляды французского аристократа в XV веке были предопределены строгой социальной иерархией и этикой воина, а тяжкий труд и постоянная борьба со стихией значительно повлияли на мировоззрение обитателей шотландской рыбацкой деревушки в XIX веке. Однако мы мало чем отличаемся от них. Нам гораздо сложнее заметить то, что происходит с нами, поскольку для нас самих наши взгляды кажутся совершенно естественными и единственно верными, хотя это не так. Увидеть это поможет встреча с иностранцем или человеком с совершенно отличным от вашего родом занятий.
Иногда мы можем заметить результаты воздействия работы на человека. Если спросить адвоката, какими будут машины через 20 лет, он удивится: зачем вообще размышлять о чём-то недостижимом сейчас? Технологии могут развиваться совершенно непредсказуемо, но и через 20 лет будут суды, законы и юриспруденция. И мы разберёмся со всем этим, когда придёт время. А если поинтересоваться у академика, сколько он зарабатывает в час или какую прибыль принесло его последнее открытие, он наверняка сочтёт ваши вопросы неуместными.
Мы знаем, что образ мышления людей в рабочей среде также прослеживается в их поведении в обычной жизни. Учитель начальных классов воспринимает своих детей как учеников, преподаватель, привыкший читать лекции, обычно оказывается главным болтуном на званых обедах, а политик вряд ли удержится от того, чтобы произнести речь на свадьбе.
Однако это всё лишь вершина айсберга. Влияние работы становится заметным во множестве других случаев.
Технические специалисты очень спокойны и воспринимают жизненные проблемы так же, как технические неполадки, с которыми они сталкиваются на работе. Они считают, что с большинством трудностей можно разобраться, если не паниковать и методично перебрать все возможные решения.
У телепродюсеров хрупкое чувство собственного достоинства. Они очень агрессивны, когда чувствуют, что находятся на вершине, но быстро меняют поведение, поняв, что ситуация складывается не в их пользу.
Стоматологи любят командовать. Они так часто отчитывают людей за их слабости, что это становится привычкой.
Писатели-фрилансеры, которым постоянно приходится подстраиваться под требования заказчиков, привыкают к ощущению, что их недопонимают и недооценивают.
Хорошее и дурное влияние
Работа может хорошо влиять на людей. Мировосприятие, приобретённое в рабочей среде, часто восполняет пробелы и культивирует качества, которые человек не смог бы развить самостоятельно. В офисе, где важна скорость ипунктуальность, нерасторопный и легкомысленный человек обычно становится более собранным. А среда, где достижение компромисса является частью рабочего процесса, будет чрезвычайно полезна для людей, которые считают собственное мнение исключительно важным.
Однако работа оказывает и негативное влияние. Когда у человека закрепляется определённый способ мышления и выполнения задач, всё отличное от этого постепенно вытесняется. Школьный администратор может быть очень хорош в подборе персонала и решении организационных проблем, но вопрос «Какова глобальная цель образования?» поставит его в тупик.
Подобные вопросы могут быть очень болезненны для многих из нас, поскольку лишний раз напоминают, от чего нам пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на конкретной работе. Посвятив большую часть жизни определённому делу, мы не в состоянии уделить достаточно времени другим, потенциально не менее интригующим, вещам.
Помнить о том, как работа меняет нас, — значит быть снисходительнее к другим людям. Возможно, это работа сделала их нервными, агрессивными или скучными. Занимаясь чем-нибудь другим, они, вероятно, были бы совсем другими людьми.